Торгово-логистические центры (ТЛЦ) должны стать важным звеном опорной сети северного завоза. Они располагаются в населённых пунктах на берегах судоходных рек Якутии с выходом на Северный морской путь.
Строительство торгово-логистических центров и увеличение складских мощностей в арктических районах позволяет увеличивать объёмы завоза продовольственных товаров в Арктику, так как изменится схема логистики за счёт перевода большего объёма завоза на водный транспорт. Так, уже в 2023 году объём завоза расширенного ассортимента продуктов питания в навигацию был увеличен в два раза.
Применяются и другие новые схемы логистики.
«Так, например, строительство ТЛЦ в Колымской группе районов позволило в 2023 году открыть новую схему завоза продовольственных товаров из Приморского края через посёлок Сеймчан Магаданской области по реке Колыма с применением маломерных судов. Если в 2023 году данная схема охватывала только Зырянку и Среднеколымск, то в 2024 году доставка продуктов питания в раннюю навигацию по реке Колыма будет осуществляться и в посёлок Черский, по пути охватывая село Колымское»,– сообщил первый заместитель генерального директора АО «Якутоптторг» Сайдам Степанов.
Помимо основной функции торгово-логистические центры будут выступать пунктами приёма, хранения и организации транспортировки промысловой продукции и дикоросов, что позволит иметь дополнительный источник дохода для местного населения.
Развитие арктических территорий находятся в приоритете у руководства страны и республики. Президент РФ Владимир Путин назвал освоение Арктики неоспоримым приоритетом, подчеркнул значение этого макрорегиона для обороны, логистики и энергетического потенциала.