18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Унификация независимых (банковских) гарантий: на пользу или во вред участникам закупок?

01:46 08.07.2022 16+
1728

Советом ТПП РФ по развитию контрактной системы 7 июля 2022 года проведён круглый стол на тему «Независимые гарантии для обеспечения заявки на участие в государственной закупке и обеспечения исполнения госконтракта по 44-ФЗ и договора 223-ФЗ: актуальные проблемы и практика взаимодействия». Участники круглого стола обсудили целесообразность введения единой типовой формы независимой гарантии для обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Выступили Сергей Маковеев - общественный омбудсмен по государственным закупкам при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве; Олег Гурин - главный редактор журнала АНО ДПО «Учебный центр «ПРОГОСЗАКАЗ», Юрий Лавров - генеральный директор ООО Институт «Кластер», Ольга Пушкина -представитель Банка ВТБ, Алина Туркина – представитель ПАО «Московский кредитный банк», Татьяна Карасева - директор Департамента управления закупками ПАО «Ростелеком», Юрий Зафесов - директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Российские сети».

Показательно, что мнения участников круглого стола разделились независимо от того, к какой группе относился выступающий: к представителям заказчиков, поставщиков или банков, выпускающих независимые гарантии.

В своём выступлении вице-президент ТПП Республики Саха (Якутия) и общественный омбудсмен в сфере закупок при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в РС(Я) Надежда Субурусская отметила, что рынок услуг банковских гарантий – один из немногих, в котором нет участия государства, и он – конкурентный. В предложениях победителю торгов нет недостатка, при этом, конкурируя за клиента, банки улучшают качество услуги, требуя меньше документов и сокращая сроки выпуска гарантии, и снижают цену (комиссию).

Нетрудно предугадать последствия государственного регулирования выпуска независимых гарантий. Во-первых, законодатель обязательно что-нибудь упустит при унификации процесса выдачи гарантии, и на время устранения упущения на рынке закупок возникнет некоторый коллапс. Во-вторых, установление государством, даже и в благих целях, цены услуги, состава документов от принципала, сроков и порядка выпуска гарантии и проч., неминуемо приведёт к снижению конкуренции на рынке, банки потеряют мотивацию улучшать услугу. Статьёй 45 Закона №44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень условий независимой гарантии, этим государственное регулирование и следует ограничить.

При этом, бесспорно, есть проблемные места в сфере закупок, особенно региональных, для устранения которых требуется вмешательство государства.

Регионы активно реализуют право самостоятельно определять дополнительные случаи закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предоставленное им частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 г. №46-ФЗ, но крайне неохотно принимают меры во исполнение того же 46-ФЗ, допускающего по соглашению сторон изменение существенных условий контракта, а также меры по включению в государственные и муниципальные контракты условий об авансовых платежах согласно постановлению Правительства РФ от 29.03.2022 г. №505.

Федеральный закон должен одинаково работать на всей территории Российской Федерации, применение его норм не должно зависеть от решений региональных властей, - заключает эксперт.

Оставить сообщение